Пример
В фирму поступает простейший поток заявок на телефонные переговоры с интенсивностью λ = 90 вызовов в час, а средняя продолжительность разговора по телефону = 2 мин. Определить оптимальное число телефонных номеров в фирме, если условием оптимальности считать удовлетворение из каждых 100 заявок на переговоры в среднем не менее 90 заявок.
Решение
Интенсивность нагрузки канала α = 90/30 = 3 т.е. за время среднего (по продолжительности телефонного разговора = 2 мин) поступает в среднем 3 заявки на переговоры.
Будем постепенно увеличивать число каналов (телефонных номеров) n = 2, 3, 4,... и определим для получаемой n-канальной СМО характеристики обслуживания.
Показатели эффективности | Число каналов (телефонных номеров) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Относительная пропускная способность (Q) | 0,25 | 0,47 | 0,65 | 0,79 | 0,90 | 0,95 |
Абсолютная пропускная способность (A) | 22,5 | 42,3 | 58,8 | 71,5 | 80,1 | 85,3 |
По условию оптимальности Q ≥ 0,9, следовательно, в фирме необходимо установить 5 телефонных номеров (в этом случае Q = 0,90 ).
При этом в час будут обслуживаться в среднем 80 заявок (A = 80,1), а среднее число занятых телефонных номеров (каналов) k = A*μ = 80,1*30 ≈ 2,67 .