Лабораторные задания
Задание: В предложенных ниже заданиях необходимо определить тип СМО, а затем найти требуемые параметры
Вариант 1
В результате наблюдений установленно, что интенсивность телефонных звонков диспетчеру жилищно-эксплуатационной конторы (ЖЭК), имеющих характер простейших пуассоновских потоков, составляет 1,1 вызовов в минуту, средняя продолжительность разговора (обслуживание клиента) составляет 2,3 мин. Определить характеристики работы диспетчера ЖЭК, а также количество обслуженных и не обслуженных клиентов за 1 час работы. Сравнить фактическую и пропускную способность с номинальной (когда каждый клиент обслуживается 2,5 мин).
Вариант 2
В мастерской по ремонту обуви в понедельник работает только один мастер, который выполняет заказ в среднем за 25 мин. Клиенты заходят в мастерскую в среднем каждые 35 мин, и если мастер занят, - уходят. Определить характеристики работы обувной мастерской и отношение "заработанные деньги/не заработанные деньги", если средняя стоимость ремонта составляет 80 руб.
Вариант 3
Сберкасса планирует организовать прием оплаты за жилищно-коммунальные услуги с жителей микрорайона и имеет для в штате три контролера-кассира. Предполагается, что поток жителей будет идти с интенсивностью 40 человек в час. Средняя продолжительность обслуживания одного человека контролером-кассиром составляет 3 мин. Определить характеристики работы сберкассы и оптимальное количество контролеров-кассиров.
Вариант 4
В мастерской по ремонту обуви работает четыре мастера, каждый из которых выполняет заказ в среднем за 20 мин. Клиенты заходят в мастерскую каждые 25 мин и, если мастера заняты, то уходят. Определить характеристики работы обувной мастерской и отношение "заработанные деньги/не заработанные деньги", если средняя стоимость ремонта составляет 70 руб.
Вариант 5
Вновь созданное предприятие планирует покупку мобильных телефонных аппаратов. Сколько аппаратов предприятию необходимо закупить, если заявки от клиентов будут поступать с интенсивностью 80 заявок в час, а средняя продолжительность разговора будет составлять 2,8 мин.
Вариант 6
В магазине работают две кассы. Среднее время обслуживания одного покупателя - 5 минут. Интенсивность потока покупателей 4 человека в минуту. По технологическим причинам существует ограничение на количество человек в очереди в кассу - не более 6 чел. покупатель, пришедший в магазин, в котором в каждой очереди в кассу - 6 человек, не ждет, а уходит из магазина. Определить характеристики работы магазина и вероятность того, что пришедший в магазин покупатель покинет его не обслуженным.
Вариант 7
Дайте оценку работы телефонной фирмы, если у нее имеется 4 канала связи, за один час поступает в среднем120 телефонных звонков, среднее время ответа на звонок — 1,2 мин.
Вариант 8
В типографию с тремя множительными аппаратами поступают заказы от
соседних предприятий на размножение рабочей документации. Если все аппараты
заняты, то вновь поступающий не принимается. Среднее время работы с одним
заказом составляет 2 часа. Интенсивность потока — 0,5 заявки в час. Найти
предельные вероятности состояний и показатели эффективности работы типографии.
Вариант 9
Порт имеет один грузовой причал для разгрузки судов. Интенсивность потока
судов составляет 0,5 судов в сутки. Среднее время разгрузки одного судна — 2 суток.
Предполагается, что длина очереди не имеет ограничений. Найти показатели эффективности работы причала.
Вариант 10
В супермаркете к кассе поступает поток покупателей с интенсивностью 75
чел. в час. Средняя продолжительность обслуживания кассиром одного человека
составляет 3,5 мин. Определить характеристики работы супермаркета, а также требуемое минимальное количество кассиров с тем, чтобы очередь в кассу не росла и
была не более 5 человек.
Вариант 11
Автобусная станция г. Великого Новгорода с двумя кассами продает билеты на
автобусы в два пункта — в Москву и Санкт-Петербург. Интенсивность потока
пассажиров, желающих купить билеты, для обоих пунктов одинакова и равна 0,4 чел.
в мин. Кассир тратит на обслуживание одного пассажира в среднем 2,5 мин.
Существует два варианта продажи: билеты в обеих
кассах продаются одновременно в оба пункта; каждая касса про
дает билеты только в один из пунктов.
Сравните по основным характеристикам два варианта продажи билетов. Как надо
изменить среднее время обслуживания одного пассажира, чтобы по второму варианту
продажи время на приобретение билетов в среднем было меньше времени, чем по
первому варианту.
Вариант 12
Порт имеет один грузовой причал для разгрузки судов.
Интенсивность потока судов составляет 0,5 судов в сутки. Среднее время разгрузки
одного судна 2 суток. Если в очереди на разгрузку стоят 3 судна, то приходящее судно
покидает причал без разгрузки. Найти показатели эффективности работы причала.
Вариант 13
Сберкасса принимает оплату за ЖКХ с жителей микрорайона и имеет для этого
в штате три контролера-кассира. Поток жителей идет с интенсивностью 50 чел. в час.
Средняя продолжительность обслуживания одного человека контролером-кассиров
составляет 3 мин. Предполагается, что в помещении сберкассы не может находиться
более 8 человек, включая и тех, что обслуживаются. Поэтому вновь прибывший клиент
уходит, если очередь заполнена. Определить характеристики работы сберкассы.
Вариант 14
На автозаправочной станции установлены 3 колонки для заправки машин
бензином. Около станции находится площадка на 3 автомобиля для ожидания
заправки. В среднем на станцию прибывает одна машина каждые 4 минуты.
Среднее время обслуживания одной машины — 2,8 мин. Определить характеристики
работы автозаправочной станции.
Вариант 15
На станцию технического осмотра автомобилей, имеющего 3 смотровых поста,
в среднем поступает 1 автомобиль за 0,4 часа. Во дворе в очереди может находиться
не более 3-х машин. Среднее время работы одного поста — 0,5 часа. Определить
характеристики работы СТО.
Вариант 16
Около магазина имеется парковка для 7 машин. Автомашины приезжают к
магазину с интенсивностью 40 машин в час. Продолжительность пребывания на
автостоянке составляет в среднем 20 мин. Стоянка на проезжей части не
допускается. Определить характеристики работы парковки.
Вариант 17
Аэропорт имеет одну взлетно-посадочную полосу. В среднем за сутки взлетает и садится 180 самолетов. Время посадки самолета на полосу
составляет 4 мин, а взлета — 1,8 мин. Определить характеристики аэропорта.
Вариант 18
Вокзал имеет три платформы для местных поездов. В среднем за сутки к каждой
платформе подходит 40 поездов. Среднее время стоянки у платформы составляет 4
мин. Определить характеристики вокзала.
Вариант 19
Дайте оценку работы фирмы, если у нее имеется 6 каналов связи, за один час
поступает в среднем 200 телефонных звонков, среднее время ответа на звонок — 0,8
мин.
Вариант 20
Кафе обслуживает клиентов с интенсивностью 50 чел.в час. В течение дня их
обслуживают две официантки с интенсивностью 20 чел. в час. Интенсивность
клиентов в обеденное время (с 12 до 14) возрастает до величины 100 чел. в час, в часы
«спада» (с 9 до 11 и с 15 до 17) достигает величины 15 чел. в час. Определите
вероятность образования очереди в кафе, среднюю длину очереди в течение дня,
необходимое количество официантов в обеденное время и в часы «спада»,
обеспечивающих такую же длину очереди, как и в номинальном режиме.
Вариант 21
В магазин поступают товары в разное время с интенсивностью 6 машин в день.
Подсобные помещения для подготовки товаров к продаже позволяют обрабатывать
и хранить товар, привезенный двумя машинами. В магазине работают посменно
три фасовщика товаров, каждый из которых в среднем может обрабатывать товар
одной машины в течение 5 часов. Продолжительность рабочего дня фасовщиков
составляет 12 часов. Определить характеристики работы магазина, а также, какова
должна быть емкость подсобных помещений, чтобы вероятность полной обработки
товаров была больше 0,96.
Вариант 22
Рассчитайте, сколько надо установить на АЗС колонок для заправки
автомашин с тем, чтобы вероятность появления очереди не превысила 0,6. По
оценке экспертов на заправку будет заезжать в среднем 150 машин в час. Среднее
время, требующееся для заправки одного автомобиля, составляет 3 мин.
Вариант 23
В магазине работают три кассы. Среднее время обслуживания 1 покупателя —
3 мин. Интенсивность потока покупателей — 7 чел. в мин.Существует ограничение
на количество человек в очереди в кассу — не более 5 чел. Покупатель, пришедший
в магазин, в котором в каждой очереди в кассу 5 человек, не ждет, а уходит из
магазина. Определить характеристики работы магазина.
Вариант 24
Оптовый склад производит отпуск товаров клиентам.
Погрузку автомашины осуществляют три бригады грузчиков,
каждая из которых состоит из 4 человек. Склад одновременно
вмещает 5 автомашин и, если в это время прибывает новая авто
машина, — она не обслуживается. Интенсивность входящего потока автомашин
составляет 5 шт. в час. Интенсивность погрузки составляет 2 автомашины в час.
Дайте оценку работы склада и вариант его реорганизации.
Вариант 25
Таможня располагает тремя терминалами. Интенсивность потока автомашин,
перевозящих грузы и подлежащих прохождению таможенного контроля, составляет
30 шт. в сутки. Среднее время таможенной обработки на терминале одной автомашины составляет 3 часа. Если в очереди на прохождение таможенного
контроля стоят 5 автомашин, то приезжающие
автомашины уезжают на другую таможню. Найти показатели
эффективности работы таможни.
Вариант 26
На строительную площадку в среднем через 40 мин. Прибывают автомашины
со строительным материалом. Среднее время разгрузки одной автомашины
составляет 1,8 часа. В разгрузке принимают участие две бригады грузчиков. На
территории строительной площадки может находиться в очереди на разгрузку не
более 5 автомашин. Определить показатели эффективности работы строительной
площадки.
Вариант 27
На мойку, имеющую три рабочих места, в среднем в час приезжает 12
автомашин. Если в очереди уже находится 6 автомашин, вновь приезжающие клиенты
не встают в очередь, а покидают автомойку. Среднее время мойки автомашины — 20
мин. Средняя стоимость мойки — 150 руб. Определить показатели эффективности
работы автомойки и среднюю величину потери выручки в течение рабочего дня (с 9
до 19 часов).
Вариант 28
В магазине самообслуживания работает 5 контролеров-кассиров. Входящий
поток покупателей — 140 чел. в час. Один контролер-кассир может обслужить 30 чел.
в час.Определите: вероятность простоя контролера-кассира; среднее число покупателей в
очереди; среднее время ожидания; среднее число занятых и свободных контролеров-кассиров. Дать оценку работы магазина.
Вариант 29
Интенсивность потока автомашин, перевозящих грузы подлежащих
прохождению таможенного контроля, составляет 1 шт. в сутки. Среднее время
таможенной обработки на терминале одной автомашины составляет 2,8 часа.
Максимальная очередь на прохождение таможенного контроля должна быть не более
8 автомашин. Определить, какое количество терминалов надо открыть на
таможне, чтобы вероятность простоя автомашин была минимальна.
Вариант 30
В справочную ж.-д. вокзалов поступают телефонные запросы по движению
поездов с интенсивностью 80 заявок в час. Оператор справочной обрабатывает
запрос в течение 0,7 мин. Если оператор занят, клиенту выдается сообщение
«Ждите ответа», запрос становится в очередь, длина которой не превышает 4
запросов. Дайте оценку работы справочной и вариант ее реорганизации.
|